ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ГРАНТЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ПАТЕНТЫ
innovbusiness.ru

Печать
             ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ
                   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ВОДНОМ СООБЩЕНИИ
                             (часть 1)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
                          24 апреля 1956 г.


                              (Зн 96-11)

                             (Извлечение)


                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     § 1.  Перевозка  грузов  в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении производится на основании раздела V  Устава  железных  дорог
СССР,  раздела  VIII  Устава  внутреннего  водного  транспорта  СССР и
настоящих Правил по единому транспортному документу,  составляемому на
весь путь следования груза.
     § 2. Порядок и условия работы транспортно-экспедиционных контор в
пунктах  примыкания  железных  дорог  и  водных  путей устанавливаются
особым соглашением Министерства путей сообщения. Министерства морского
флота. Министерства речного флота.
     § 3.  Перечень портов и пристаней,  включаемых в прямое смешанное
железнодорожно-водное сообщение,  характер производимых ими операций и
сроки  их  открытия   устанавливаются   соответственно   Министерством
морского  флота  или  Министерством  речного флота;  при этом перечень
пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой и сроки их
открытия   для  прямого  смешанного  железнодорожно-водного  сообщения
устанавливаются по согласованию с Министерством путей сообщения,  а по
перевалке   с   морского   на  речной  транспорт  и  обратно  -  между
министерствами  морского  флота  и  речного  флота.   Сроки   открытия
перевалочных   пунктов   объявляются   управлениям  железных  дорог  и
пароходств по телеграфу и публикуются в Сборниках правил  перевозок  и
тарифов,   издаваемых  Министерством  путей  сообщения.  Министерством
морского флота и Министерством речного флота.
     § 4.  Прием  к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении грузов из портов (пристаней)  или  в  порты  (пристани),  не
включенные  в  этот  вид  сообщения,  и направление грузов через порты
(пристани) и станции, не открытые для перевалки, запрещаются.
     § 5.  Грузы,  перевозимые наливом в цистернах,  лес, следующий по
водным путям в плотах, а также взрывчатые и сильнодействующие ядовитые
вещества   к   перевозкам  в  прямом  смешанном  железнодорожно-водном
сообщении не принимаются.
     Грузы скоропортящиеся,  огнеопасные и легкогорючие,  допущенные к
перевозкам  в  прямом   смешанном   железнодорожно-водном   сообщении,
перечислены в приложении 1 (сноска 1.) к настоящим Правилам.

     Сноска 1.  Текстом  приложений  редакция не располагает.  - Прим.
ред.

     § 6.  Зерно,  соль,  лес,  дрова,  уголь, руда и другие массовые,
насыпные  и  навалочные  грузы,  а  также хлопок  перевозятся в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении по настоящим Правилам.
     По отдельным   направлениям   указанные   грузы   перевозятся  по
настоящим   Правилам   и   дополнительным   условиям.   Эти    условия
разрабатываются     транспортными     министерствами     с    участием
заинтересованных  министерств   (ведомств)   -   грузоотправителей   и
утверждаются  совместно  Министерством путей сообщения,  Министерством
морского флота и Министерством речного флота (приложение 10).
     При наличии  в  пунктах  перевалки  элеваторов,  механизированных
амбаров,  складов,  товарораспределительных  баз  или представительств
министерств (ведомств) - грузоотправителей или грузополучателей  грузы
смешанного сообщения,  отгружаемые насыпью и внавалку, направляются по
документам прямого железнодорожного или водного  сообщения  до  пункта
перевалки   в   адрес  соответствующего  элеватора,  механизированного
амбара,  склада,  базы или представительства с отметкой в перевозочных
документах:  "Для  последующей  отправки  водным транспортом" или "Для
последующей отправки по железной дороге".
     Из пунктов  перевалки  эти грузы направляются по новым накладным,
составленным элеваторами, механизированными амбарами, складами, базами
или представительствами на количество груза,  загруженное в суда или в
вагоны.  При такой перевозке сохраняются все  льготы,  предусмотренные
действующими  правилами  и  тарифами для грузов,  перевозимых в прямом
смешанном железнодорожно-водном сообщении.
     Список этих   перевалочных   пунктов   и  соответствующих  грузов
объявляется в Сборниках правил перевозок и тарифов.
     § 7.  Железные  дороги  принимают  к перевозке в прямом смешанном
железнодорожно-водном сообщении перевалочные массовые грузы из  портов
(пристаней)    для    предприятий,    имеющих    подъездные   пути   и
специализированные прирельсовые склады, а также подвозят с предприятий
перевалочные  грузы в порты (пристани) на короткие расстояния и внутри
железнодорожных узлов с включением их в план перевалки и с  зачетом  в
выполнение плана погрузки и выгрузки.
     В целях наиболее рационального использования транспортных средств
и  снижения  издержек  по  перевозкам  грузов  на  короткие расстояния
Министерство путей сообщения соответственно  с  Министерством  речного
флота  и  Министерством  морского  флота и с участием заинтересованных
министерств и ведомств - грузовладельцев ежегодно (в  межнавигационный
период)   совместно   устанавливают   порядок   выполнения   перевозок
перевалочных грузов на короткие расстояния  и  внутри  железнодорожных
узлов   с   учетом   использования  грузовладельцами  своих  причалов,
транспортных  линий,  организации  перевозок  автотранспортом  или   в
вагонах грузовладельцев.

               II. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

     § 8-13, 15, 16 (сноска 2.).
     § 14.  Подача в перевалочных пунктах вагонов и судов под отгрузку
грузов,  принятых  к  перевозке  мелкими отправками,  а также домашних
вещей обеспечивается дорогами и пароходствами  по  предъявлении  сверх
утвержденных планов перевалки.
     § 17.  Железные   дороги   и   пароходства   обязаны   обеспечить
первоочередную  подачу  вагонов  и  судов  под  погрузку  перевалочных
грузов.
     § 18.    При   массовой   перевозке   грузов   с   перевалкой   с
железнодорожного на речной транспорт речные  пароходства  совместно  с
железными   дорогами  и  грузоотправителями  согласовывают  в  пунктах
перевалки календарный  план  подачи  судов  и  предъявления  грузов  к
перевозке в пунктах погрузки.
     Календарный план составляется на каждую неделю и не  позднее  чем
за  пять  дней  до  начала  недели сообщается речными пароходствами по
телеграфу дороге погрузки.
     Отправители обязаны  предъявлять грузы к перевозке маршрутами или
укрупненными  группами  вагонов  с  расчетом   обеспечения   суточного
поступления  грузов на перевалочный пункт в размерах,  устанавливаемых
согласованным календарным планом.
     При массовой  перевозке  грузов с перевалкой на морской транспорт
морские пароходства  ежемесячно  составляют  календарный  план  подачи
грузовых  судов в порты перевалки под погрузку передаваемых с железных
дорог грузов.  Не позднее 28-го числа предпланового месяца календарный
план  сообщается  морскими  пароходствами  грузоотправителям и дорогам
перевалки и отправления.  В  календарном  плане  указывается  название
судна, его грузоподъемность, время подачи и под какой груз подается.
     Отправители обязаны заблаговременно предъявить груз  к  перевозке
маршрутами или укрупненными группами вагонов с таким расчетом, чтобы к
моменту подачи судна по расписанию было доставлено в  пункт  перевалки
такое  количество  однородного  груза,  которое  обеспечило  бы полную
загрузку судна в установленный срок.

     Сноска 2.  Не  приводятся.  Следует  руководствоваться  Основными
положениями  о  годовом  и  квартальном планировании перевозок грузов,
утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1970 г.
N 6 и Правилами планирования перевозок грузов.

     В случае  непредъявления отправителем груза к перевозке полностью
для поданного под перевозку  судна  речное  (морское)  пароходство  по
истечении срока на перевалку,  определяемого по установленным суточным
нормам перевалки,  может снять судно с погрузки или отправить судно  с
таким  количеством  груза,  которое  принято  от  железной  дороги,  с
обязательным предупреждением об этом дороги перевалки не менее чем  за
24  часа  до отправления судна.  В этих случаях за перевозку грузов по
водным путям с получателя взыскивается  плата  за  действительный  вес
груза,  а  разница  между  платой,  начисленной  за плановую норму,  и
платой,  начисленной за действительный вес,  а также штраф за  простой
судна оплачивается пароходству грузоотправителем .

                    III. ПРИЕМ ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ
                       И ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

     § 19. Сроки начала приема грузов в перевалочных пунктах речными и
морскими  пароходствами  (портами  и пристанями) от железных дорог,  а
также от морских и речных пароходств при открытии  навигации  и  сроки
прекращения  приема  грузов  перед закрытием навигации должны ежегодно
сообщаться по телеграфу морскими и речными  пароходствами,  в  ведении
которых   находятся  перевалочные  порты  (пристани),  соответствующим
железным дорогам, морским и речным пароходствам, предъявляющим грузы к
передаче,  не позднее чем за 20 суток до наступления этих сроков.  Для
перевалочных пунктов, расположенных восточнее Красноярска, такие сроки
сообщаются за 45 суток до их наступления.  Указанные сроки объявляются
в  Сборниках  правил  перевозок  и   тарифов   речного,   морского   и
железнодорожного транспорта.
     В тех случаях,  когда железная дорога  или  пароходство  погрузки
является  одновременно  дорогой или пароходством перевалки,  указанные
выше сроки высылки уведомлений о начале и окончании приема  грузов  на
перевалку  могут  изменяться  по  согласованию между заинтересованными
дорогами и пароходствами или между морскими и речными пароходствами.
     После получения  извещения о сроках начала приема грузов в портах
(пристанях) перевалки станции и порты (пристани) принимают к перевозке
лишь  те  грузы,  которые  могут быть согласно срокам,  действующим на
железнодорожном или соответственно  водном  транспорте,  доставлены  в
пункты   перевалки   к   началу   срока  приема  грузов,  объявленному
пароходствами.
     По получении   извещения   о   сроках   окончания  приема  грузов
пароходствами станции и порты (пристани) принимают к перевозке лишь те
грузы,  которые  могут  быть  доставлены в пункты перевалки не позднее
сроков окончания приема ими грузов.
     § 20.  Для  накопления  грузов к открытию навигации и обеспечения
грузами первых рейсов судов речные  и  морские  пароходства  (порты  и
пристани)  организуют  в  пунктах отправления и в перевалочных пунктах
досрочный прием и хранение грузов до открытия навигации.
     Хранение этих   грузов  до  открытия  навигации  оплачивается  на
льготных  условиях  отправителями,  когда  груз   хранится   в   порту
(пристани)   отправления,   и  получателями,  когда  груз  хранится  в
перевалочном пункте.
     Перечень пунктов,   в   которых  открываются  досрочный  прием  и
хранение грузов,  наименования грузов,  сроки и  условия  их  хранения
пароходства   сообщают  соответствующим  железным  дорогам  перевалки,
другим пароходствам и заинтересованным министерствам (ведомствам).
     В соответствии с этим железные дороги принимают к перевозке грузы
в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении для хранения  их  в
перевалочных пунктах в пределах утвержденного плана перевозок.
     На принятые  в  этих  случаях  к  перевозке  грузы   составляются
перевозочные   документы   прямого  смешанного  железнодорожно-водного
сообщения до конечного пункта назначения. В накладных (приложение N 5)
в  графе  "Особые  заявления и отметки отправителя" отправитель обязан
указать,  что груз направляется с  хранением  в  пункте  перевалки  до
открытия навигации.
     § 21. Грузы, принятые станциями к перевозке в соответствии с § 19
настоящих  Правил  и  доставленные  в  пункты перевалки до наступления
срока прекращения приема,  принимаются портами (пристанями)  перевалки
от железной дороги беспрепятственно.  В тех случаях, когда эти грузы в
связи с прекращением навигации не могут быть доставлены по  назначению
речным или морским транспортом,  порты (пристани) обязаны принять груз
от железной  дороги  и  потребовать  от  грузоотправителя  указания  о
переадресовке  груза  или  о  сдаче  его  на  месте в порту (пристани)
перевалки.  Отправитель  в  десятидневный  срок  с  момента  получения
извещения порта (пристани) о невозможности дальнейшей перевозки водным
транспортом обязан дать порту (пристани) указание о том, как поступить
с грузом.
     В случае  необходимости  отправления  такого  груза  по  железной
дороге  последняя  в  декадный  срок  с  момента предъявления ей груза
портом (пристанью) обязана принять его независимо от нормы перевалки и
доставить в новый пункт назначения,  указанный отправителем по запросу
порта (пристани).
     Грузы, принятые  станциями  к  перевозке  с  нарушением  условий,
предусмотренных  §  19  настоящих  Правил,  и  доставленные  в   пункт
перевалки после объявленного срока прекращения приема,  при следовании
их  в  железнодорожные  пункты  направляются  станцией  перевалки   по
назначению в прямом железнодорожном сообщении.  В случаях,  когда груз
следует по назначению в водный пункт,  где железнодорожной станции  не
имеется,  он  может  быть  сдан порту (пристани),  с его согласия,  на
хранение.  При  этом  станция  перевалки  запрашивает  через   станцию
отправления грузоотправителя, как поступить с грузом.
     Грузоотправитель обязан дать ответ в пятидневный срок  с  момента
получения запроса.
     За хранение этих грузов на складах порта (пристани)  до  отправки
по  железной  дороге  управление  железной дороги перевалки уплачивает
порту (пристани) перевалки по 10 коп.  в сутки за каждую тонну  груза.
Взысканная портом (пристанью) с дороги плата за хранение свыше 10 дней
включается железной дорогой в накладную для взыскания с получателя при
выдаче  груза,  если  от  отправителя  не было получено своевременного
указания, как поступить с грузом.
     Направление груза   из   пункта  перевалки  в  указанных  случаях
производится  по  первоначальным   документам   с   отметкой   станции
перевалки:  "В  связи  с  закрытием  навигации груз направлен в прямом
железнодорожном сообщении".
     В пункте   назначения   получателем   оплачиваются   сборы  порта
(пристани) перевалки,  железнодорожные платежи и сборы за провоз груза
в прямом железнодорожном сообщении.
     В тех случаях, когда пароходством сроки прекращения приема грузов
по пунктам перевалки объявлены с опозданием, принятые дорогами грузы к
перевозке в пределах срока  опоздания  порты  (пристани)  принимают  к
перевалке беспрепятственно.
     За срочность доставки по  водным  путям  грузов,  передаваемых  с
железнодорожного  на водный транспорт,  если эти грузы прибыли в пункт
перевалки после окончания обязательных сроков приема груза к перевалке
перед закрытием навигации, пароходства ответственность не несут.
     § 22. Грузы, следовавшие в прямом смешанном железнодорожно-водном
сообщении  по  водным  путям  и  оставшиеся в портах (пристанях) после
закрытия навигации,  должны быть погружены портом (пристанью) в вагоны
и отправлены железной дорогой по назначению в течение 40 дней.
     В таком же порядке и  в  те  же  сроки  железные  дороги  обязаны
принять  к перевозке от портов (пристаней) грузы внутреннего и прямого
водного сообщений, зазимовавшие в пути и направляемые грузовладельцами
на железнодорожные станции назначения.
     Сроки доставки этих грузов  соответственно  удлиняются  на  время
задержки груза в портах (пристанях).
     Пломбирование вагонов  с  этими  грузами  производится   железной
дорогой.
     Передача указанных грузов портами (пристанями)  железным  дорогам
производится  по  передаточным  ведомостям  при  накладных  и дорожных
ведомостях пунктов  отправления.  При  этом  в  накладные  и  дорожные
ведомости  портом  (пристанью)  вносится  штемпелем отметка следующего
содержания:  "Ввиду прекращения навигации в соответствии  со  ст.  107
Устава  железных  дорог  груз  по  настоящей  накладной передан портом
(пристанью) _______________ станции для доставки по железной дороге на
станцию ____________ ж.д. в адрес _______________".
     Если количество груза по накладной пункта  отправления  превышает
грузоподъемность   вагона,   тарно-упаковочные  и  штучные  грузы,  не
вместившиеся в вагон,  досылаются  портом  (пристанью)  по  досылочным
дорожным  ведомостям,  а навалочные,  насыпные и другие массовые грузы
передаются  и  оформляются  порядком,  установленным  §  76  настоящих
Правил.
     Платежи по перевозке, причитающиеся водному транспорту и железной
дороге, взыскиваются станцией назначения с получателя, а расчеты между
пароходством    и  железной  дорогой  производятся  в  общем  порядке,
установленном настоящими Правилами.
     § 23.  О всех зазимовавших грузах речное (морское) пароходство  в
пятидневный  срок после остановки или выгрузки судна обязано уведомить
пункты  отправления  и  назначения   для   извещения   отправителя   и
получателя.
     Грузовладелец, в декадный  срок  по  получении  извещения  обязан
принять  груз  или  заключить  договор на его хранение,  если груз был
принят к перевозке после объявленных сроков приема.
     Зазимовавший груз  хранится  пароходством  бесплатно  до открытия
навигации в тех случаях,  когда принят к перевозке водным  транспортом
или доставлен железной дорогой в пункт перевалки до сроков прекращения
приема  грузов.  После  открытия  навигации   груз   доставляется   по
назначению, если от грузовладельца не поступят указания о выдаче его в
пункте задержки.
     При получении  от грузовладельца указания об отправке груза после
открытия навигации в другой пункт назначения груз считается принятым к
перевозке  вновь  с составлением портом (пристанью) новых транспортных
документов от имени грузовладельца по его поручению.
     Расчеты по  первоначальной  накладной  должны быть произведены за
действительно пройденное грузом расстояние.
     О выдаче  груза  в  пункте  задержки  и  о новом назначении груза
пароходство  обязано  сообщить  пунктам   отправления,   перевалки   и
первоначальному пункту назначения.
     § 24.  Отправитель при сдаче груза к перевозке в прямом смешанном
железнодорожно-водном  сообщении (до погрузки груза в вагон или судно)
обязан вручить станции или порту  (пристани)  отправления  заполненную
накладную,  которая  сопровождает  груз  на  всем пути его следования.
Накладная составляется по установленной форме (см. приложение 5).
     Пункты перевалки   указываются   в   накладной   отправителем   в
соответствии с планом перевозок.
     Если пунктом   отправления   является   порт   (пристань),   путь
следования груза по железным дорогам указывается в накладной  станцией
перевалки.
     § 25.  Кроме накладной,  груз сопровождается  на  всем  пути  его
следования  дорожной  ведомостью,  составляемой  станцией  или  портом
(пристанью)  отправления  груза;  дорожная  ведомость  составляется  с
копией. Подлинная дорожная ведомость всегда следует вместе с грузом до
станции или порта (пристани) назначения, а заверенная копия остается в
пункте перевалки у сдающей стороны (на станции, в порту или пристани).
При   перевозке   грузов   с   участием    трех    видов    транспорта
(железнодорожного, морского и речного) дорожная ведомость составляется
с двумя копиями,  по одному экземпляру которых оставляется  в  пунктах
перевалки.  Подлинная  дорожная  ведомость  остается  на станции или в
порту (пристани) выдачи грузов.
     § 26.  До  предъявления  к  перевозке тарно-упаковочных и штучных
грузов отправитель обязан замаркировать каждое грузовое место.
     В отправительской маркировке указываются следующие данные:
     1) в числителе - порядковый номер по книге визирования  накладных
станции или порта (пристани) отправления, указываемый на накладной при
ее визировании,  и через тире - общее количество мест по накладной;  в
знаменателе - номер места.
     При отправлении из речного порта (пристани) порядковый  номер  по
книге  визирования  может  быть  заменен  порядковым  номером по книге
отправления.  При  перевозке  по  одной  накладной  однородных  грузов
указания в маркировке номера места не требуется;
     2) наименование грузоотправителя;
     3) наименование  порта  (пристани)  или  станции  железной дороги
отправления;
     4) наименование  порта  (пристани)  или  станции  железной дороги
назначения;
     5) наименование грузополучателя.
     Данные, указанные в числителе отправительской маркировки,  должны
быть внесены в соответствующие графы накладной.
     При предъявлении к перевозке по одной  накладной  грузов  разного
наименования  в однотипной таре отправитель обязан указать в накладной
(в графе "Наименование груза"),  какие номера мест относятся  к  грузу
каждого наименования.
     Маркировка должна быть нанесена ясно и разборчиво непосредственно
на грузовых местах,  а в тех случаях,  когда это сделать невозможно, -
на бирке (фанерной,  металлической или тканевой), прочно прикрепляемой
к грузовому месту.
     Отправительская маркировка  при  перевозке  грузов   внавалку   и
насыпью  производится  по  правилам,  действующим  на железнодорожном,
речном и морском транспорте.
     Грузы, не замаркированные отправителем в установленном порядке, к
перевозке не принимаются.
     Нанесение транспортной   маркировки  на  грузы,  предъявляемые  к
перевозке  в  прямом  смешанном  железнодорожно-водном  сообщении,  не
требуется.
     § 27.  В пунктах перевалки тарные и штучные грузы без  маркировки
не принимаются.
     Сдающая сторона обязана в этих случаях установить  принадлежность
незамаркированных   мест  к  соответствующей  отправке  и  нанести  на
грузовые места полную маркировку.  Эта работа  может  производиться  в
процессе передачи груза до оформления передаточной ведомости.
     Ответственность за  простой  вагонов,  возникший   в   результате
маркировки груза в процессе его передачи, несет сдающая сторона.
     § 28.  Грузы,  нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты,
порчи и поломки при перевозке,  должны предъявляться грузоотправителем
в  исправной  таре,  соответствующей  Государственным  стандартам  (за
изъятиями,  установленными Советом Министров СССР), а грузы, на тару и
упаковку  которых   стандартов   не   установлено,   -   в   исправной
доброкачественной  таре,   обеспечивающей полную сохранность груза при
перевозке и перевалках.
     Тара и упаковка грузов,  отправляемых в районы Арктики,  Крайнего
Севера и  в  отдаленные  районы,  должны  соответствовать  техническим
требованиям  при  транспортировании  грузов в районы Крайнего Севера и
отдаленные районы (ГОСТ 15846-70).
     Грузоотправитель отвечает  за  все последствия недостатков тары и
внутренней упаковки грузов (бой,  поломка, деформация, течь и т.п.), а
также применения тары и упаковки,  не соответствующих свойствам груза,
его весу или установленным стандартам.
     § 29. На грузы, отправляемые из портов (пристаней), если при этом
не  представляется   возможным   оформление   перевозки   в   порядке,
предусмотренном   §   58  Правил,  накладные  составляются  на  каждую
отдельную партию груза из  расчета  грузоподъемности  или  вместимости
четырехосного  вагона  (60  т)  с  соблюдением действующих на железных
дорогах технических норм загрузки вагонов.
     При предъявлении  к  перевозке  грузов  судовыми  партиями должны
соблюдаться тарифные нормы загрузки судов.
     Железные дороги могут принимать к отправлению грузы,  перевозимые
внавалку и насыпью в прямом смешанном железнодорожно-водном  сообщении
с одним пунктом перевалки,  по одной накладной,  составленной на целый
маршрут или  группу  вагонов  (не  менее  30  учетных)  в  порядке,  в
направлениях  и через пункты перевалки,  устанавливаемые Министерством
путей сообщения  по  предварительному  согласованию  соответственно  с
Министерством морского флота или Министерством речного флота.
     § 30.  Оборудование вагонов и судов  для  перевалки  и  перевозки
грузов  в  несколько ярусов,  тяжеловесных,  громоздких и длинномерных
грузов,  а также крепление грузов на железнодорожном подвижном составе
и на судах производятся портом (пристанью) перевалки.
     Оборудование печами вагонов для перевозки  овощей  и  фруктов,  а
также овощных и фруктовых консервов производится железной дорогой.
     Стоимость произведенных  портом  (пристанью)  работ  и  сборы  за
оборудование  станцией  вагонов  печами  включаются  в  накладную  для
взыскания их с грузополучателя.
     § 31.  Грузоотправители  обязаны  предоставлять  бесплатно портам
(пристаням) материалы (стойки,  проволоку,  цепи, тросы, гвозди, маты,
утеплительные  материалы,  доски  и  т.п.),  необходимые для крепления
грузов и оборудования вагонов и судов, а также для прокладки в судах и
в  вагонах  отдельных  рядов  и  партий  грузов  при  их  перевалке  и
перевозке.
     Указанные материалы  должны быть предоставлены грузоотправителями
каждому порту (пристани) перевалки до начала погрузки  грузов  в  суда
или в вагоны. Эти материалы из портов (пристаней) погрузки должны быть
отправлены   в   первый   пункт   перевалки   на   судах   (за    счет
грузоотправителя) вместе с основным грузом.
     Грузоотправитель несет  перед  соответствующим  пароходством  или
портом  (пристанью)  материальную  ответственность  за простой судов и
вагонов,  а также за задержку грузов в  пунктах  перевалки  вследствие
непредоставления  или  несвоевременного  предоставления  им  указанных
приспособлений и материалов.
     В этих  случаях  за  просрочку  в  доставке  грузов  на  время их
задержки в пунктах перевалки из-за непредоставления  грузоотправителем
необходимых  материалов  пароходства и железные дороги ответственности
не несут.
     В отдельных  случаях  при  перевозке  по водным путям разовых,  а
также  мелких  партий   груза   (мелкие   отправки)   крепительные   и
сепарационные  материалы,  при  наличии  их  у  портов (пристаней),  с
согласия последних могут предоставляться этими портами (пристанями) за
счет грузовладельцев.
     Стоимость крепительных      и      сепарационных      материалов,
предоставленных портом (пристанью) в пунктах отправления, взыскивается
с  грузоотправителей  при   оплате   ими   провозных   платежей;   при
предоставлении  указанных  материалов в пунктах перевалки стоимость их
включается перевалочными портами (пристанями) в транспортные документы
для взыскания с грузополучателей.
     § 32.  Определение  веса  груза  при  приемке  к  перевозке,  при
перевалке  и при выдаче грузополучателю производится в соответствии со
ст.  ст.  53,  54,  65 и 103 Устава железных дорог и ст.  ст.  154-156
Устава внутреннего водного транспорта.
     В соответствии с Правилами перевозок грузов вес тарно-упаковочных
и  штучных  грузов,  предъявляемых  к  перевозке  по железной дороге в
прямом  смешанном  железнодорожно-водном   сообщении,   как   правило,
определяет отправитель по стандартному весу каждого места или по весу,
указанному  на  грузовых  местах.  В  таком  же  порядке   отправители
определяют вес тарноупаковочных и штучных грузов, предъявляемых портам
(пристаням)  к  перевозке  в  прямом  смешанном  железнодорожно-водном
сообщении.
     Вес отдельных грузов может определяться расчетным путем по осадке
судна,  по  маркшейдерскому  замеру  или  по  условным  коэффициентам.
Определение веса груза  расчетным  путем  по  обмеру,  маркшейдерскому
замеру или по условным коэффициентам производится грузоотправителем, а
по осадке судна - грузоотправителем совместно с пароходством.  О таких
способах определения веса грузоотправитель обязан указать в накладной.
     § 33.  Сроки  доставки  грузов   определяются   по   совокупности
перевозок  их  железнодорожным  и  водным транспортом и исчисляются на
основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об
исчислении сроков доставки грузов.
     В случаях  доставки  груза  с  просрочкой  против  общего  срока,
полагающегося   на   данную   перевозку   по  всем  видам  транспорта,
ответственность за просрочку несет тот вид  транспорта,  которым  была
допущена задержка доставки груза.
     Сроки доставки исчисляются следующим порядком:
     а) за  часть  железнодорожного пути (за сплошное протяжение) - на
основании железнодорожных правил о сроках доставки грузов по  железным
дорогам;
     б) за часть водного пути - на основании правил о сроках  доставки
грузов морским и речным транспортом.
     При перевозке грузов  в  прямом  смешанном  железнодорожно-водном
сообщении сроки доставки по речному транспорту увеличиваются:
     при перевалке грузов мелкими партиями - на 2 суток;
     при перевалке остальных грузов - на количество суток, необходимое
для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов  в
суда   или   разгрузки   грузов   из   судов  по  судо-часовым  нормам
погрузки-разгрузки судов.
     В случае  поступления  грузов  на перевалочный пункт в количестве
менее  тарифной  нормы  загрузки  судна   начисляется   дополнительное
количество суток, необходимое для накопления груза до размера тарифной
нормы загрузки судна.
     При передаче  грузов  с  железнодорожного  транспорта на водный и
обратно день  предъявления  передаточной  ведомости  сдающей  стороной
принимающей  стороне  считается  днем  предъявления груза,  и с О час.
следующих календарных суток ответственность  за  срок  доставки  груза
возлагается на принимающую сторону.
     § 34.  Передача  грузов  водным  транспортом  железнодорожному  и
обратно  осуществляется по передаточным ведомостям установленной формы
(приложение 6).
     Передаточные ведомости  составляются  сдающей  стороной в четырех
экземплярах,  из которых два экземпляра предназначаются для водного  и
два - для железнодорожного транспорта.
     § 35. Передаточные ведомости предъявляются:
     а) на грузы,  погруженные портом (пристанью) в поданные вагоны, -
в момент передачи железной дороге (станции) груженых вагонов вместе  с
перевозочными документами;
     б) на  грузы,  не  отгруженные  портом   (пристанью)   вследствие
неподачи  дорогой  вагонов  по  заявке  порта  или пристани в пределах
среднесуточной или  сгущенной  нормы  перевалки,  -  немедленно  после
окончания отчетных суток, но не позднее 20 час.
     Эта ведомость является документом,  удостоверяющим наличие груза,
подготовленного портом (пристанью) к передаче железной дороге;
     в) на груженые вагоны,  передаваемые дорогой порту (пристани) под
выгрузку, - одновременно с подачей вагонов к местам выгрузки;
     г) на  груженые  вагоны,  не  принятые  портом   (пристанью)   по
уведомлению  станции  в  пределах  среднесуточной  или сгущенной нормы
перевалки,  - немедленно после окончания отчетных суток, но не позднее
20 час.
     Эта передаточная ведомость  является  документом,  удостоверяющим
наличие  груза,  подготовленного  к  передаче   железной дорогой порту
(пристани).
     Станция, порт   (пристань)   не  вправе  отказываться  от  приема
передаточных ведомостей и грузов в  пределах  плановой  среднесуточной
или сгущенной на данные сутки нормы перевалки.
     На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая
стороны  обязаны  расписаться  и  наложить  штемпели  календарным днем
предъявления передаточных ведомостей.
     § 36.  В  тех  случаях,  когда грузы не передаются одновременно с
предъявлением передаточных  ведомостей  (пп.  "б"  и  "г"  §  35),  их
фактический  прием  и  передача удостоверяются подписями агентов обеих
сторон на ранее предъявленных передаточных ведомостях с наложением  на
них вторых календарных штемпелен сдающей и принимающей сторон.
     Если при передаче окажутся грузы,  которые на основании настоящих
Правил   не  могут  быть  приняты,  такие  отправки  вычеркиваются  из
передаточной ведомости  с  отметкой  о  причине  отказа  в  приеме  за
подписями   агентов  сдающей  и  принимающей  сторон  и  с  наложением
календарных штемпелей.
     § 37.  Грузы  при  передаче  их  с железнодорожного транспорта на
водный и обратно взвешиваются по требованию  принимающей  стороны:  на
вагонных   весах   средствами   железной  дороги,  на  товарных  весах
средствами  порта  (пристани)   перевалки.   Приписка   весов   портов
(пристаней) к станциям железных дорог необязательна.
     При отсутствии требования принимающей  стороны  о  проверке  веса
груз передается по весу, указанному в накладной.
     Перевеска хлебных  грузов  в  пунктах  перевалки  производится  с
проверкой веса тары вагонов.
     При перевалке с железнодорожного транспорта на водный  и  обратно
навалочных   грузов   вес  тары  вагонов  определяется  по  трафарету,
нанесенному на вагоне.
     Результаты проверки  веса  груза  вписываются в книги взвешивания
груза:  при перевеске на вагонных весах - станциями железных дорог,  а
при  перевеске  на  товарных  весах  - портами (пристанями) перевалки.
Записи в этих книгах скрепляются подписями приемосдатчиков  сдающей  и
принимающей сторон.
     Тарные и штучные грузы,  принятые  к  перевозке  по  стандартному
весу,  или  по  весу,  указанному грузоотправителем на каждом грузовом
месте,  и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре,  передаются  с
одного  вида  транспорта на другой без взвешивания,  по счету мест и в
таком же порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.
     Перевеске подвергаются грузовые места в поврежденной упаковке или
с явными признаками недостачи или повреждения груза.
     Вес перевозимых  внавалку угля,  руды,  сортового металла и сопи,
определенный при погрузке по осадке судна или  по  объему,  уточняется
перевеской  на  вагонных весах в первом пункте передачи груза с одного
вида транспорта на другой.
     Сбор за  взвешивание  груза  в  пунктах  перевалки  включается  в
грузовые документы и взыскивается в  пункте  назначения  с  получателя
груза в пользу стороны, на весах которой производилось взвешивание.
     § 38.  Подача вагонов на вагонные весы и  уборка  их  с  вагонных
весов производятся средствами железной дороги. Время на подачу вагонов
на весы,  на взвешивание и на уборку их с весов в  срок  погрузки  или
выгрузки не включается.
     При недогрузе или перегрузе насыпных  грузов  вагоны  подаются  к
складам порта (пристани) для отгрузки или догрузки.
     Догрузка или  отгрузка  навалочных  грузов  производится   портом
(пристанью)  у  вагонных  весов без подачи вагонов к пунктам погрузки,
для чего у  вагонных  весов  порту  (пристани)  должны  быть  отведены
бесплатно дозировочные площадки.
     § 39.  Порядок  перевалки  грузов  устанавливается   по   каждому
перевалочному пункту узловым соглашением.
     Узловые соглашения   заключаются   между   железной   дорогой   и
пароходствами (портами или пристанями),  а в соответствующих случаях -
между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями).
     В узловых    соглашениях   применительно   к   местным   условиям
предусматриваются:
     а) порядок  совместного  сменного и суточного планирования работы
пункта перевалки;
     б) места передачи грузов;
     в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов,  групп вагонов  и
маршрутов;
     г) порядок  подачи,  расстановки  и  уборки  железными   дорогами
груженых и порожних вагонов;
     д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;
     е) в  необходимых  случаях - расписание подачи железной дорогой в
порты (пристани) вагонов под погрузку и под выгрузку;
     ж) порядок приема,  сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и
сроки взаимной информации о подходе грузов  к  пункту  перевалки  и  о
прибытии груженых вагонов и судов,  о подаче вагонов,  их готовности к
уборке и т.п.;
     з) порядок  подачи  и  уборки  вагонов  с хозяйственными грузами,
прибывающими в адрес порта (пристани);
     и) место оформления документов;
     к) другие вопросы,  вытекающие из местных условий  работы  портов
(пристаней) и станций.
     Узловые соглашения должны заключаться до 1 февраля  сроком  на  3
года.
     § 40.  Подачу  вагонов  под  погрузку  и   выгрузку   в   крупные
перевалочные  порты (пристани) с суточной подачей не менее 50 порожних
или 50 груженых вагонов железные дороги производят  по  расписанию,  с
указанием в узловом соглашении количества и времени подач.
     Подача вагонов  по  расписанию  может   производиться   в   порты
(пристани),  обрабатывающие в среднем в сутки менее 50 вагонов,  в тех
случаях,  когда по единому технологическому процессу работы станции  и
порта  (пристани) перевалки будет признано целесообразным установление
такого порядка подачи.
     Во все остальные перевалочные порты (пристани) подача вагонов под
погрузку и выгрузку производится железными  дорогами  в  течение  всех
суток   по   согласованным   суточным  заявкам  портов  (пристаней)  с
уведомлением станцией порта (пристани) за 2 часа до подачи и с  учетом
нормы одновременной погрузки и выгрузки вагонов, установленной узловым
соглашением.
     Нормы одновременной   погрузки  и  выгрузки  вагонов  по  каждому
участку порта (пристани) и по каждому отдельному  подъездному  пути  с
учетом специализации причалов,  а также открытых и закрытых складов по
родам грузов устанавливаются узловым соглашением,  исходя  из  наличия
фронтов погрузки и выгрузки.
     Фронты погрузки   и   выгрузки    определяются:    на    открытых
немеханизированных   складских   площадях  -  протяженностью  путей  в
пределах складских площадок;  у закрытых складов - количеством рабочих
дверей;  в механизированных открытых участках - в зависимости от длины
путей, количества и производительности механизмов.
     § 41.  Порожние  вагоны,  подаваемые  под  погрузку,  должны быть
исправны в техническом отношении и  очищены  в  соответствии  с  родом
груза,  под который они подаются. В случаях, предусмотренных правилами
перевозки, вагоны должны быть также промыты и продезинфицированы.
     После выгрузки  грузов  прямого смешанного железнодорожно-водного
сообщения, а также других грузов, выгрузка которых производится портом
(пристанью),  вагоны  должны  быть очищены его средствами.  Подача под
погрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия
порта  (пристани).  В  этом  случае железная дорога уплачивает штраф в
размере 15 руб. за обыкновенный вагон и 30 руб. за специальный вагон в
пользу порта (пристани).
     За неочистку вагонов после выгрузки  порт  (пристань)  уплачивает
станции штраф в тех же размерах.
     В случае подачи  дорогой  под  погрузку  неочищенных  вагонов  на
очистку  их  в порту (пристани) предоставляется минимально необходимое
дополнительное время по соглашению станции с портом (пристанью).
     Вагоны под  погрузку  хлебных  грузов  насыпью подаются железными
дорогами с двумя исправными хлебными щитами в каждом вагоне. Установка
щитов производится портом (пристанью).
     Пакля и  гвозди,  необходимые  для  установки  щитов  в  вагонах,
предоставляются во всех случаях грузоотправителями.
     В тех случаях,  когда  перевалка  хлебных  грузов  осуществляется
элеваторами  и  складами  Министерства  заготовок  и  других ведомств,
установка щитов в вагонах производится средствами этих предприятий.
     § 42.  Скоропортящиеся  грузы должны передаваться при сертификате
Госинспекции  или  при  качественном   удостоверении   отправителя   с
указанием  в  них  качественного  состояния  груза  и возможного срока
нахождения груза в пути.
     При отсутствии  этих  документов  или при невозможности доставить
груз в оставшийся по сертификату или качественному удостоверению  срок
сдающая   сторона   для  качественной  оценки  груза  обязана  вызвать
представителя  Госинспекции  или  эксперта  и   передать   этот   груз
принимающей  стороне  для  дальнейшей  перевозки при вновь оформленном
сертификате или при акте экспертизы.
     В случаях  выявления такого состояния груза или тары,  которое не
может обеспечить сохранность и качество скоропортящегося груза при его
дальнейшей  перевозке,  сдающая  сторона  обязана  до  передачи  груза
самостоятельно или при участии грузовладельца провести мероприятия  по
приведению  груза и тары в порядок,  обеспечивающий сохранную доставку
груза от пункта  перевалки  до  пункта  назначения.  Расходы  по  этим
работам   указываются   в   коммерческом  акте,  составляемом  сдающей
стороной,  и включаются  в  транспортные  документы  для  взыскания  с
грузополучателя  в пункте назначения.  В коммерческом акте указываются
также подробные данные о происшедших изменениях с  грузом  и  тарой  в
результате работ по приведению их в должный порядок.
     При невозможности обеспечить сохранность  скоропортящегося  груза
мерами,  доступными  сдающей стороне,  груз передается в установленном
порядке соответствующим организациям,  о чем сдающая  сторона  обязана
уведомить  пункты  отправления  и  назначения  груза  и  произвести  с
отправителем и получателем расчет за переданный  груз  по  действующим
правилам.
     § 43.  Подача вагонов в порты (пристани)  производится  железными
дорогами  с  расстановкой непосредственно к местам погрузки и выгрузки
по заявкам (порожние вагоны) и по разнарядкам (груженые вагоны)  порта
(пристани),  представляемым станции в порядке, устанавливаемом узловым
соглашением.
     При перестановке по требованию порта (пристани) вагонов, поданных
станцией в соответствии  с  заявкой  (разнарядкой)  порта  (пристани),
простой вагонов учитывается с момента первой подачи, а за перестановку
вагонов взыскивается сбор по тарифу.
     § 44.  Вагоны,  поданные  с  нарушением  сроков  подачи  или  без
уведомления (§ 40), принимаются портом (пристанью) с момента подачи их
к  местам  погрузки-выгрузки.  Расчет  сроков  простоя  вагонов в этих
случаях производится:
     1) при  подаче  вагонов ранее срока,  установленного уведомлением
или  расписанием,  -  с  момента  наступления  срока,   установленного
расписанием или указанного в уведомлении станции;
     2) при  подаче  вагонов  с   опозданием   против   установленного
расписанием   срока   стороны   руководствуются   следующим:  а)  если
оставшееся время до следующей подачи по  расписанию  будет  более  или
равно нормам для погрузки и выгрузки,  такое нарушение подач считается
опозданием,  а вагоны зачисляются на  простой  с  момента  фактической
подачи;  б) если оставшееся до следующей подачи время будет менее норм
времени на погрузку или выгрузку,  вагоны принимаются  к  погрузке  со
срока следующей очередной подачи;
     3) при  подаче  вагонов  без  уведомления  -  с  момента   начала
фактической погрузки или выгрузки,  но не позднее чем через два часа с
момента подачи вагонов;
     4) при  подаче  вагонов  с опозданием против срока,  указанного в
уведомлении,  срок погрузки-выгрузки  вагона  увеличивается  на  время
опоздания против уведомления.
     В тех  случаях,  когда  подача  очередной   партии   вагонов   по
расписанию или по уведомлению произведена с опозданием из-за занятости
фронта погрузки или выгрузки по вине порта  (пристани),  расчет  срока
простоя   этих   вагонов   в   пределах  количества,  соответствующего
установленному  фронту  погрузки-выгрузки,  производится   с   момента
наступления  срока  подачи  их  в  порт  (пристань)  по расписанию или
уведомлению. Факт занятости фронта погрузки или выгрузки по вине порта
(пристани) оформляется двусторонним актом.
     § 45.  Погрузка  или  выгрузка  грузов  считается  законченной  с
момента готовности к уборке с мест погрузки и выгрузки веси поданной в
пределах установленного фронта партии вагонов с одинаковым  сроком  на
погрузку  или  выгрузку.  О  времени  готовности  к уборке всей партии
вагонов порт (пристань) извещает станцию.
     Порожние вагоны  считаются  поданными  с  момента постановки их к
местам погрузки в соответствии с заявкой порта (пристани),  а груженые
вагоны - с момента их постановки к местам выгрузки согласно разнарядке
порта (пристани) и вручения станцией грузовых документов представителю
порта (пристани).
     Загруженные портом (пристанью) вагоны  не  считаются  готовыми  к
уборке,  если  представителем  порта  (пристани)  не  вручены  на  них
грузовые документы представителю станции.
     Время подачи   вагонов   и  время  готовности  вагонов  к  уборке
указываются в ведомости подачи и уборки вагонов на  основании  памятки
приемосдатчика  и  уведомления порта (пристани) о готовности вагонов к
уборке.
     Если часть  загруженных  или  выгруженных  вагонов убрана дорогой
раньше окончания  погрузки  или  выгрузки  всей  поданной  партии,  то
убранные вагоны снимаются с учета простоя с момента их уборки.
     § 46.  Подача в порты (пристани) и уборка из  портов  (пристаней)
груженых и порожних вагонов под грузы или с грузами прямого смешанного
железнодорожно-водного сообщения, подлежащими перевалке с  водного  на
железнодорожный  транспорт  или  обратно (включая маневровые работы по
подаче и уборке вагонов к вагонным весам и от вагонных весов,  а также
по  расстановке вагонов к складам и причалам),  производятся железными
дорогами без взыскания с портов (пристаней) каких-либо сборов.
     § 47.  Подача  порожних вагонов под погрузку или груженых вагонов
под выгрузку производится в пределах среднесуточной или  сгущенной  на
данные сутки нормы по месячному плану перевалки.
     Железные дороги и порты (пристани) при наличии грузов, подлежащих
перевалке,  имеют право сгущать подачу вагонов или предъявлять грузы в
пределах удвоенной среднесуточной нормы перевалки.
     Сгущение подачи  вагонов  и  предъявление  грузов в размере более
двухсуточной нормы,  а также в  течение  двух  и  более  суток  подряд
допускается  только  по  взаимному  соглашению  начальника  станции  с
начальником порта (пристани).  Вагоны,  поданные в таких  случаях  без
предварительного  согласования  с  портом  (пристанью)  и последним не
загруженные,  в выполнение плана текущих  суток  не  засчитываются,  а
простой   этих   вагонов   в   ожидании  погрузки  (выгрузки)  портами
(пристанями) не оплачивается.
     О предстоящем  сгущении  подачи  вагонов  и  предъявлении  грузов
должно быть сделано предупреждение  не  позднее  чем  за  24  часа  до
момента подачи вагонов или предъявления грузов.
     Железные дороги обязаны  восполнять  неподачу  вагонов,  а  порты
(пристани)  недопредъявление  грузов  при недогрузе их в отдельные дни
первой или соответственно второй половины месяца - в  последующие  дни
данной половины месяца.
     § 48. Все грузы, предусмотренные планом перевозок и отгруженные в
течение   планового  месяца,  независимо  от  времени  их  прибытия  в
перевалочный пункт,  должны беспрепятственно приниматься и отгружаться
как  по  плану  перевозки  (перевалки)  по  данному  пункту,  так и по
дополнительным согласованным заданиям.
     § 49. Загрузка вагонов до установленных технических норм в пункте
перевалки,  а также обеспечение выполнения правил погрузки и крепления
грузов лежат на обязанности портов (пристаней).
     Контроль за правильностью загрузки вагонов  (укладка,  соблюдение
габарита, крепление и т.п.) лежит на обязанности железных дорог.
     § 50.  Начальники станций и портов  (пристаней)  перевалки  ведут
совместно   учет   выполнения   месячного  плана  перевалки  грузов  с
железнодорожного на водный транспорт и  обратно,  а  также  с  речного
транспорта  на  морской  и обратно.  Форма учетной карточки выполнения
месячного плана и инструкция по ее заполнению  утверждаются  совместно
Министерством   путей   сообщения.   Министерством   речного  флота  и
Министерством морского флота (приложения 7,  7а,  8  и  8а).  Карточка
составляется начальником станции, а по грузам, передаваемым с морского
транспорта  на  речной  и  обратно,  -  начальником  порта  (пристани)
перевалки.
     Учетная карточка ежедневно  подписывается  совместно  начальником
станции  и  порта  (пристани) перевалки,  а при передаче с морского на
речной транспорт  и  обратно  -  соответственно  начальником  порта  и
представителем пароходства.
     Учетная карточка составляется одна на все грузы,  передаваемые  с
водного  на  железнодорожный  транспорт  или  с речного на морской,  и
другая - на все  грузы,  передаваемые  с  железнодорожного  на  водный
транспорт или с морского транспорта на речной.
     Об отказе или уклонении от подписи учетной карточки  составляется
акт,   копия  которого  вручается  стороне,  отказавшейся  от  подписи
карточки.  Сторона,  возражающая  против  записей  в  карточке,  может
вносить в нее перед своей подписью необходимые оговорки.
     При заполнении  карточек   учета   выполнения   плана   перевалки
среднесуточная  плановая норма перевалки определяется путем деления на
30 или на 31 (в зависимости от числа дней в месяце) месячной  плановой
нормы. По первому и последнему месяцам навигации, если порт (пристань)
перевалки открыт для операций неполный месяц,  а извещение об этом  (§
19)  выслано  дороге  до наступления планового месяца,  среднесуточная
норма перевалки устанавливается путем деления месячной плановой  нормы
на число дней, в течение которых порт (пристань) открыт для перевалки.
     § 51.  При маршрутных и укрупненных (свыше  30  учетных  вагонов)
перевозках  грузов,  передаваемых  с  железнодорожного  транспорта  на
водный,  станция отправления в  день  погрузки  обязана  по  телеграфу
сообщить  станции  и порту (пристани) перевалки сведения о погруженном
грузе с указанием количества и рода груза,  способа его  перевозки  (в
таре, внавалку или насыпью), а также пункта назначения.
     При следовании груза с водного транспорта на железнодорожный порт
(пристань)   отправления  в  день  окончания  загрузки  судна  грузом,
подлежащим отправке из порта (пристани) перевалки по  железной  дороге
маршрутами   или  укрупненными  группами  вагонов  (свыше  30  учетных
вагонов),  обязан  по  телеграфу  послать  такое  же  извещение  порту
(пристани) и станции перевалки груза.
     При подходе к пункту перевалки судна,  из которого массовый  груз
подлежит   перегрузке   непосредственно   в  вагоны,  порт  (пристань)
перевалки не позднее чем за 10 час,  до прихода судна сообщает станции
перевалки уточненные данные о роде и количестве прибывающего груза,  а
также о дне начала перевалки.
     При подходе  маршрутов и укрупненных групп вагонов к пункту,  где
массовый груз подлежит перевалке из вагонов непосредственно  в  судно,
станция перевалки не позднее чем за 10 час, до прибытия груза сообщает
порту (пристани) перевалки  уточненные  данные  о  роде  и  количестве
прибывающего груза.
     § 52.  В случае обнаружения при передаче груза недостачи веса или
грузовых мест против накладной,  порчи и повреждения груза,  неверного
наименования груза сдающей стороной  с  участием  принимающей  стороны
составляется  коммерческий  акт.  Копию  акта  сдающая сторона обязана
передать принимающей стороне до оформления передаточной ведомости  для
приложения  ее  к  перевозочным  документам.  В передаточной ведомости
указываются номер коммерческого акта и дата его составления.
     При наличии повреждения, признаков вскрытия тары или утраты груза
по требованию принимающей стороны  производятся  вскрытие  неисправных
мест  и  проверка  содержимого.  Сдающая  сторона упаковывает вскрытые
места своими средствами.
     Если на  эту неисправность был ранее составлен коммерческий акт и
при проверке груза не будет установлено расхождения с этим  актом,  об
этом  делается  только  отметка  в передаточной ведомости и в попутном
коммерческом акте.  При расхождении данных с ранее составленным  актом
составляется новый коммерческий акт.
     По хлебным грузам при  обнаружении  разницы  сверх  установленных
норм  в  весе  зерна,  прибывшего в исправном вагоне с неповрежденными
пломбами пункта погрузки для перевалки с  железнодорожного  на  водный
транспорт,  станция перевалки вместо коммерческого акта проставляет на
обратной стороне накладной  и  дорожной  ведомости  в  графе  "Отметки
железнодорожного транспорта" штемпель следующей формы:
     "Взамен коммерческого акта
     Станция ____________________________________ железной дороги.
     При проверке по настоящей  накладной  веса  зерна,  прибывшего  в
исправном   вагоне   с   неповрежденными   пломбами  пункта  погрузки,
оказалось:
     брутто ________________________ кг;
     тара __________________________ кг;
     нетто _________________________ кг;
     Против веса,  указанного  в   накладной,   оказалось   более   на
___________ кг, менее на ______________ кг.
     Приемосдатчик станции _______________ (подпись).
     Приемосдатчик порта (пристани) _________________ (подпись)".
     Если при  проверке  в  пункте  второй  перевалки  с  водного   на
железнодорожный  транспорт  или в пункте назначения будет установлено,
что вес груза нетто будет соответствовать весу, указанному в штемпеле,
- коммерческий акт не составляется.
     На недостачу веса груза,  не превышающую нормы естественной убыли
и   нормы   расхождения   в  показаниях  весов,  коммерческий  акт  не
составляется.
     В этих  случаях  о разнице в весе груза сдающей стороной делаются
отметки  на  обороте  дорожной  и  передаточной  ведомостей,   которые
заверяются календарным штемпелем.
     Коммерческие акты на недостачи или излишки грузов, составленные в
перевалочных  пунктах,  выдаются грузополучателям только в том случае,
если  эти  недостачи  или  излишки  подтверждаются  при  выдаче  груза
получателю  и  если недостача превышает норму расхождения в показаниях
весов  и  норму  естественной  убыли  для  данной  партии   груза   по
совокупности  перевозки  всеми  видами  транспорта  на всем протяжении
пути, включая нормы убыли, установленные для перевалки.
     При выдаче       отправок,      следовавших      в      смешанном
железнодорожно-водном сообщении,  по  которым  станцией  перевалки  на
оказавшуюся  разницу  в  весе зерна,  превышающую установленные нормы,
проставлен на накладной штемпель вместо  коммерческого  акта,  станция
окончательного  назначения  обязана  по требованию получателя заверять
копии накладных, составленные грузополучателем.
     § 53.  Если при передаче груза с одного вида транспорта на другой
наружная упаковка грузовых мест или самый груз будут иметь повреждения
и  внешние  недостатки,  с  которыми доставка груза в пункт назначения
может   быть   обеспечена   без   дополнительных   повреждений,    без
сверхнормальной  убыли  веса и без порчи груза,  сдающая сторона может
передать такой груз принимающей стороне без устранения  этих  дефектов
тары  и  груза,  но  с  обязательным  их  перечислением  и описанием в
коммерческом  акте,  составляемом   сдающей   стороной   и   вручаемом
принимающей стороне перед оформлением передаточной ведомости.
     При выдаче таких грузов порты  (пристани)  и  станции  назначения
обязаны  составляемые  ими по требованию получателей коммерческие акты
увязывать  с  содержанием  актов,  составленных  в  пункте  перевалки,
привлекая  в  необходимых  случаях государственную товарную экспертизу
для определения конкретных причин и размеров несохранности груза.
     Право решения  вопроса  о  том,  какие  грузы  в  соответствии  с
настоящим  параграфом  могут  быть  переданы  в  пункте  перевалки   с
коммерческим  актом  сдающей  стороны без ремонта тары и переупаковки,
принадлежит сдающей стороне.
     За обнаруженные по таким грузам при выдаче их получателю в пункте
назначения недостачи,  порчи и  повреждения,  возникшие  в  результате
дефектов,  указанных  в  коммерческом акте сдающей стороны,  при весе,
тождественном  этому  акту,   сторона,   выдающая   груз   получателю,
ответственности не несет.
     В этом случае коммерческий акт,  составленный при выдаче груза  в
дополнение   коммерческого   акта  сдающей  стороны,  пересылается  на
ответственность последней.
     Сдающей стороне  передаются  также  претензии грузополучателей по
этим актам  для  непосредственного  рассмотрения  и  разрешения  их  с
заявителями претензий без участия стороны, выдавшей груз получателю.
     § 54.  Неисправные грузовые места, которые не могут быть переданы
в порядке,  предусмотренном § 53 настоящих Правил, и вскрытые грузовые
места (§ 52) сдающая сторона обязана на своих складах или  с  согласия
порта  (пристани)  перевалки  на  его  складах  или  на его территории
привести в должный порядок  (отремонтировать  тару  или  переупаковать
груз,  исправить или нанести маркировку), после чего предъявить груз к
передаче.  С  согласия  принимающей  стороны  эти  работы  могут  быть
произведены  в  процессе  передачи  груза  до  оформления передаточной
ведомости с ответственностью сдающей стороны за возникшие  в  связи  с
этим простои вагонов.
     До исправления   тары   и   маркировки   эти   грузы    считаются
непредъявленными   и  не  могут  быть  засчитаны  в  выполнение  плана
перевалки.
     О произведенном   ремонте   тары,   переупаковке  груза  или  его
перемаркировке сдающая сторона составляет коммерческий акт  и  вручает
его принимающей стороне вместе с передаточной ведомостью.
     За внутритарные недостачи и порчу груза,  обнаруженные при выдаче
груза получателю,  при весе,  тождественном коммерческому акту сдающей
стороны, сторона, выдающая груз получателю, ответственности не несет.
     В этом  случае коммерческий акт,  составленный при выдаче груза в
дополнение  коммерческого  акта  сдающей  стороны,   пересылается   на
ответственность последней.
     Сдающей стороне передаются также  претензии  грузополучателей  по
этим  актам  для  непосредственного  рассмотрения  и  разрешения  их с
заявителями претензий без участия стороны, выдавшей груз получателю.
     Принимающая сторона   не   имеет   права   отказаться  от  приема
переупакованных грузов или грузов, тара которых подвергалась ремонту в
пункте  перевалки,  если  этот  ремонт  или переупаковка произведены и
оформлены указанным выше порядком.
     § 55.  Снятие  пломб  с  груженых  вагонов,  подаваемых  в  порты
(пристани) под выгрузку,  а равно и пломбирование вагонов, загруженных
в   портах   (пристанях)  грузами,  перевозимыми  в  прямом  смешанном
железнодорожно-водном сообщении, производятся железной дорогой.
     § 56.  Прием  к  перевозке  мелких  отправок  весом до 3 т или по
объему   до   10   куб.    м,    следующих    в    прямом    смешанном
железнодорожно-водном сообщении, производится по предъявлении.
     Возможность перевозки  мелкими  отправками  грузов   тяжеловесных
(свыше 1,5 т в одном месте),  длинномерных, громоздких (длиной свыше 3
м, высотой свыше 2,1 м, шириной свыше 2,6 м), опасных и других грузов,
перевозимых   на  особых  условиях,  во  всех  случаях  предварительно
согласовывается  отправителями  с  речными  (морскими)  пароходствами,
участвующими в перевозке.
     Направление мелких  отправок  грузов,  следующих  назначением   в
пункты  о.  Сахалина,  Камчатки  и Татарского пролива,  производится в
соответствии  со  специализацией  портов  перевалки,   устанавливаемой
Министерством морского флота и Министерством речного флота.
     Передача мелких отправок с водного транспорта на  железнодорожный
должна   производиться  в  сборных  вагонах,  сформированных  пунктами
перевалки  в  соответствии  с  планом  формирования  сборных  вагонов,
установленным для данного пункта перевалки управлением дороги.
     Мелкие отправки,  которые из-за незначительного их количества  не
могут  быть  подгруппированы  в  сборные вагоны по плану формирования,
должны загружаться в вагоны без подборки и направляться  на  ближайшую
грузосортировочную  станцию.  Сборные  вагоны должны быть загружены до
установленных норм согласно правилам.
     Перевозка мелких       отправок      в      прямом      смешанном
железнодорожно-водном  сообщении  с  перевалкой  через  морские  порты
Дальневосточного  бассейна  производится на условиях,  устанавливаемых
Министерством  путей  сообщения  совместно  с  Министерством  морского
флота.
     § 57.      Переадресовка      грузов      прямого      смешанного
железнодорожно-водного сообщения может производиться  в исключительных
случаях на общих основаниях:  при изменении  станции  назначения  -  с
разрешения начальника соответствующей железной дороги, а при изменении
порта (пристани) назначения - с разрешения начальника соответствующего
пароходства.  О  переадресовке  груза  дорога  или пароходство обязаны
уведомить пункт отправления и первоначальный пункт назначения.
     Оформление документов  по  переадресовке  производится  стороной,
разрешившей ее.

              IV. ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ МАССОВЫХ ГРУЗОВ,
                 ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ВНАВАЛКУ ИЛИ НАСЫПЬЮ,
                     А ТАКЖЕ МАССОВЫХ ОДНОРОДНЫХ
                  ТАРНО-УПАКОВОЧНЫХ И ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ

                    Перевозка по судовым накладным

     § 58. Речные и морские пароходства принимают к перевозке массовые
грузы,  как правило,  по одной накладной,  составленной на груз  всего
судна или на партию груза, перевозимого в адрес одного получателя, при
условии следования груза через один пункт перевалки.  Такая  накладная
(именуемая  в  дальнейшем  "судовая")  является  основным перевозочным
документом на всем пути следования груза.
     При передаче  с  водного  транспорта  на  железнодорожный  груза,
перевозимого  по  судовой   накладной,   порт   (пристань)   перевалки
составляет  на  каждый  загружаемый  вагон дополнительные перевозочные
документы  (повагонную  накладную   и   дорожную   ведомость   прямого
смешанного   железнодорожно-водного   сообщения),   указывая   в   них
отправителя   и   получателя   согласно   судовой   накладной   (форму
дополнительной накладной см. в приложении 5а).
     § 59.  При отгрузке грузов  по  железной  дороге  маршрутами  или
партиями  не  менее  30  учетных  вагонов,  следующими  в  один  пункт
назначения и в адрес  одного  получателя,  порт  (пристань)  перевалки
может   на   весь   маршрут   или   группу   вагонов  составлять  одну
дополнительную накладную и дорожную ведомость.
     При этом отправление груза из пункта перевалки по одной накладной
на  маршрут  или  укрупненную  группу  вагонов   производится   портом
(пристанью)   с  составлением  документов  на  бланках  особой  формы,
утвержденной Министерством  путей  сообщения  с  соблюдением  условий,
предусмотренных в разделе 4 Правил перевозок грузов (к ст. 38 Устава).
     К накладной  на  маршрут  или   группу   вагонов   прикладывается
"Натуральная ведомость"(приложение 5б.)
     Направление и   пункты   перевалки,   для   которых   допускается
применение  этого порядка,  устанавливаются по согласованию между МПС,
ММФ и МРФ.
     § 60. В новую дополнительную накладную и дорожную ведомость (§ 58
и  59)  порт  (пристань)  перевалки  вносит  отметку  (штемпелем)   по
следующей форме:
     "Груз следовал водным транспортом до пункта  перевалки  от  порта
(пристани)  _____________  на  судне  __________  (название  или номер
коренного судна) по накладной N ____________ и  отгружается  из  порта
(пристани)  перевалки  по  перечню  N ______________ от ______________
19__ г.".
     Одновременно на  судовой  накладной  портом (пристанью) перевалки
делается отметка  (штемпелем):  "Груз  отгружен  из  порта  (пристани)
перевалки по железной дороге по перечню N _______ от ____________ 19__
г.".
     Данные, указанные   в   дополнительных   повагонных  перевозочных
документах, удостоверяются подписью агента порта (пристани) перевалки.
     § 61.  Передача  на  железную  дорогу  грузов,  прибывших  в порт
(пристань) перевалки по судовым накладным,  производится по  перечням,
составляемым портом (пристанью) перед началом передачи с оформлением в
порядке, установленном § 69-74 настоящих Правил.
     § 62.  Судовая  накладная  и  дорожная  ведомость  записываются в
передаточную ведомость при отправке последнего вагона  с  указанием  в
соответствующих  ее  графах  суммы  платежей,  причитающихся  по  всей
судовой накладной за водный путь.
     В составляемых   портом   (пристанью)   перевалки  дополнительных
(повагонных) накладных расчет платежей не производится,  а при  записи
этих накладных в передаточную ведомость в последнюю по этим документам
никаких расчетных данных не записывается.
     К дополнительной  накладной  на  последний  вагон,  относящийся к
партии груза,  перевозимой по судовой  накладной,  портом  (пристанью)
перевалки прикладываются судовая накладная и дорожная ведомость.
     § 63.   На   станции   назначения   расчеты   за   перевозку    с
грузополучателем  производятся:  за  протяжение  железных  дорог  - по
дополнительным повагонным  накладным,  составленным  на  каждый  вагон
портом (пристанью) перевалки;  за протяжение водного пути - по судовым
накладным согласно заверительному штемпелю порта (пристани) перевалки.

                    Перевозка повагонных отправок

     § 64.  Однородные навалочные,  насыпные и другие массовые  грузы,
принятые  к  перевозке станциями железных дорог и портами (пристанями)
по повагонным накладным,  но обезличенные при  перевозке,  хранении  и
перевалке,  передаются  с  водного  транспорта  на  железнодорожный по
накладным пункта отправления без составления в пункте перевалки  новых
перевозочных   документов.   Передача  этих  грузов  железным  дорогам
осуществляется также по перечням (приложение 9),  составляемым портами
(пристанями)  перевалки  в порядке,  предусмотренном § 69-74 настоящих
Правил. В перечнях перечисляются все повагонные отправки и указывается
общее  количество  (вес) однородного груза,  прибывшего в адрес одного
получателя и на одну станцию назначения.
     § 65.  После  погрузки вагона порт (пристань) перевалки делает на
обороте повагонной накладной  и  дорожной  ведомости,  поступивших  из
пункта отправления, следующую отметку (штемпелем):
     "Груз следовал водным транспортом до пункта  перевалки  от  порта
(пристани) _________________________________________________ на  судне
______________________________________________________________________
                 (название  или  N  коренного  судна)
перечисленным в перечне N ___________ от ________ по которому  в  счет
количества груза,  прибывшего на данном  судне,  передано  на железную
дорогу с настоящей накладной в  вагоне  N ________  мест _____________
кг _________________ (количество  и  вес повторить прописью) .

Подпись агента                                 Подпись агента
порта (пристани)                               станции железной дороги

(календарный штемпель порта                    (календарный штемпель
или пристани перевалки)                        станции перевалки)"

     Указанная отметка  делается  только в случае разницы в количестве
груза, погруженного в вагон и значащегося по накладной.
     § 66.  Платежи и сборы исчисляются за количество груза, указанное
в накладной пунктом отправления,  независимо от того, какое количество
груза  фактически  отправлено  с  этой накладной по железной дороге из
пункта перевалки.
     § 67.  При  предъявлении  портом  (пристанью) обезличенных грузов
станция  перевалки  обязана  подавать  по  заявке   порта   (пристани)
перевалки под погрузку указанных грузов вагоны такой грузоподъемности,
которая обеспечивает погрузку в эти вагоны полностью  груза  по  одной
или нескольким накладным пункта отправления.
     § 68.   При   подаче   станцией   перевалки    вагонов    меньшей
грузоподъемности,   не   вместившаяся   в   эти   вагоны  часть  груза
отправляется  портом  (пристанью)  перевалки  в  других   вагонах   по
досылочным  дорожным ведомостям со ссылкой в них на основные накладные
и соответствующий перечень.
     Досылочные дорожные  ведомости  записываются в перечень наравне с
повагонными основными накладными.
     Никаких начислений  платежей  и  расчетов  по досылочным дорожным
ведомостям не производится.
     При подаче  станцией перевалки вагонов большей грузоподъемности с
каждым из этих вагонов портом (пристанью) перевалки передаются станции
две или три накладные (соответственно количеству груза, погруженного в
вагон),  а штемпель о количестве груза, фактически погруженного в этот
вагон   (в   случае   расхождения   с  документами),  ставится  портом
(пристанью) перевалки только на  одной  из  этих  накладных.  Груз  по
остальным   накладным   в  этих  случаях  считается  сданным  согласно
документам.
     Все без  исключения  накладные  пункта отправления записываются в
перечень,  а заверительные штемпели проставляются на каждой  накладной
пункта  отправления.  Расчеты  с  получателями грузов также ведутся по
этим накладным.
     В тех  случаях,  когда  в  поданный станцией вагон будет погружен
груз  полностью  по  одной,  двум  или  нескольким  накладным   пункта
отправления,  отметка  (штемпель) о количестве фактически погруженного
груза (§ 65) в эти накладные не вносится.
     В каждой накладной станцией перевалки указывается номер вагона, в
который фактически погружен груз.

               Составление перечней и оформление выдачи

     § 69.  Перечень  (см.  приложение  9)  составляется   в   четырех
экземплярах,  из  них  три  экземпляра  портом  (пристанью) передаются
станции перевалки до начала отгрузки. Один из трех экземпляров перечня
остается  на  станции  перевалки  до  отгрузки  последнего  вагона,  а
остальные два пересылаются станцией перевалки станции  назначения  при
документах  на  первый вагон.  Станция назначения из двух полученных с
первым вагоном экземпляров перечня один передает  получателю  груза  в
момент прибытия на станцию первого вагона.
     § 70.  Станция назначения и грузополучатель по мере выдачи  груза
по каждой повагонной накладной вносят в свои экземпляры перечня данные
о  количестве   (весе)   груза,   фактически   выданного   получателю,
удостоверяя  эти  записи  подписями  агентов  станции  и  получателя с
наложением календарных штемпелей.
     § 71.  При  обнаружении  разницы  в количестве груза,  фактически
выданного получателю против указанного в повагонной накладной  станция
назначения составляет коммерческий акт общим порядком.  Один экземпляр
акта высылается в управление дороги,  а  два  экземпляра  остаются  на
станции.  Грузополучателю  акты  не выдаются до окончания выдачи всего
груза, значащегося по перечню.
     § 72.Порт (пристань) и станция перевалки по мере отгрузки каждого
вагона обязаны вносить в свои экземпляры перечня данные о  фактической
передаче  груза  после  окончания  передачи  всего  количества  груза,
прибывшего по судовой накладной,  или партии груза,  включенной в  тот
или  иной перечень,  порт (пристань) и станция перевалки подводят итог
переданного железной дороге количества груза и  совместно  подписывают
оба экземпляра перечня с наложением штемпелей.
     Один подписанный обеими сторонами экземпляр  перечня  хранится  в
порту (пристани).
     § 73.  На  обнаруженные  недостачи   груза,   превышающие   норму
расхождения  в  показаниях  весов  и  норму естественной убыли в целом
против общего количества по всем включенным в тот  или  иной  перечень
повагонным накладным или судовой накладной,  порт (пристань) перевалки
выдает станции перевалки  коммерческий  акт,  прикладываемый  станцией
перевалки к экземпляру перечня,  пересылаемому на станцию назначения с
последним вагоном. В этом перечне делается отметка о приложенном акте.
     Излишки или  недостачи  груза  в  пределах  нормы  расхождения  в
показаниях  весов  и  нормы  естественной   убыли   удостоверяются   в
соответствии   с  действующими  правилами  отметкой  в  перечнях  и  в
транспортных документах.
     § 74.  По  получении  от  станции  перевалки  третьего экземпляра
перечня  и  по  окончании  выдачи  всего  груза  по  всем   накладным,
перечисленным  в  перечне,  станция  назначения  и получатель подводят
итоги фактически сданного получателю количества груза,  удостоверяя их
подписями агента станции на каждом экземпляре перечня.
     При установлении  излишка  или   недостачи,   превышающих   норму
расхождения  в  показаниях  весов  и  норму  естественной убыли против
общего количества груза,  значащегося по  первоначальным  перевозочным
документам  (судовым  или  повагонным),  станция назначения составляет
один общий коммерческий акт по результатам выдачи веси  партии  груза,
значащейся   в   перечне.   Один   экземпляр   этого   акта   выдается
грузополучателю.
     § 75.   При  невозможности  перевозки  обособленными    вагонными
партиями, а также раздельного хранения в портах (пристанях) повагонных
и  судовых партий массовых грузов последние повагонные отправки грузов
могут передаваться портами (пристанями)  железной  дороге  за  вычетом
количества,  соответствующего  норме  расхождения в показаниях весов и
норме естественной убыли по всей партии груза.
     § 76.  В  случае  обнаружения  в порту (пристани) перевалки после
отгрузки  всей  партии  остатка  груза  последний  должен   немедленно
досылаться  получателям  или по их указанию выдаваться на месте (когда
остаток груза будет менее технической нормы загрузки вагона). При этом
остатки   грузов,   принятых  к  перевозке  по  повагонным  накладным,
передаются  на  железную  дорогу   по   новой,   составленной   портом
(пристанью)  досылочной дорожной ведомости без начисления по ней плат,
сборов и штрафов.
     Остатки грузов,  перевозившихся по судовым накладным,  передаются
портом  (пристанью)  по  накладным  и  дорожным   ведомостям   прямого
смешанного   железнодорожно-водного   сообщения,  составляемым  портом
(пристанью) в адрес получателя груза,  с включением в них платежен  за
перевозку  по  железной  дороге  для  взыскания  с  грузополучателя на
станции назначения.
     О таких  досылках  порт (пристань) перевалки и станция назначения
делают отметки в своих экземплярах перечня,  в счет которого  отгружен
груз по данной дорожной ведомости.
     § 77.  В  целях  обеспечения  сохранности  грузов,  своевременной
досылки  их остатков получателям и производства расчетов за принятый к
перевозке и сданный  на  железную  дорогу  груз  в  пунктах  перевалки
отгрузка  грузов  по  открытым  перечням должна производиться в первую
очередь. Кроме того, порты (пристани) и станции перевалки и назначения
обязаны  организовать строгий учет принятого и сданного (отгруженного)
груза каждому получателю по перечням.
     § 78.   Железнодорожные   станции  обязаны  предоставлять  портам
(пристаням) перевалки сверх плановой  нормы  вагоны  для  отгрузки  по
назначению  грузов,  оставшихся в порту (пристани) из-за невместимости
груза при погрузке в вагоны или по другим причинам.
     § 79.  По  грузам,  перевозка  которых  производится  в  порядке,
установленном настоящим разделом, переадресовка в пути не допускается.

Печать
РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100