Почему товарные знаки способствуют успеху вашего МСП?


Интеллектуальная собственность для бизнеса>Почему товарные знаки важны для успеха вашего МСП?

[Вернуться к разделу " Интеллектуальная собственность для бизнеса"]


Ваши товарные знаки по многим аспектам являются лицом вашего бизнеса. Они позволяют вашим клиентам отличать ваши продукты или услуги от продуктов и услуг ваших конкурентов, давая вашему МСП возможность лучше сбывать ваши товары или услуги. Однако товарные знаки не используются просто как идентификаторы. Они также рассматриваются как гарантия неизменного качества. Потребитель, который доволен качеством вашей продукции или услуг, будет и впредь покупать их на основе своих ожиданий в плане качества, которые обуславливаются известностью товарного знака. Поэтому вам следует проявлять большую осторожность при выборе и указании соответствующего товарного знака, охраняя его, аккуратно используя его в целях рекламы и контролируя его вводящее в заблуждение или неподобающее использование другими.

При выборе какого-либо знака вы должны установить, был ли этот или подобный знак уже зарегистрирован другими предприятиями для той категории продукции или услуг или рынков, которые вас интересуют. Такой тип информации можно получить путем проведения поиска по фондам товарных знаков. Очень важно сделать это как можно раньше, с тем чтобы избежать излишних коллизий с другими предприятиями и пустой траты ресурсов.

После того, как вы провели поиск в базам данных товарных знаков на предмет конфликтующих знаков, вы должны подумать об обеспечении наилучшей его охраны. Информацию по вопросу о том, как зарегистрировать ваш товарный знак, см. « Некоторые общие особенности процедур регистрации товарных знаков».

Относительно важности охраны вашего товарного знака на экспортных рынках см. «Охрана прав интеллектуальной собственности вашего МСП за границей».


Создание или выбор товарного знака

Создание или выбор товарного знака - это непростая задача. Действительно, имеются специализированные компании, основной услугой которых является поиск или разработка товарного знака, отвечающего вашим потребностям. Хотя нет никаких жестких правил того, что может быть успешным товарным знаком, имеются все-таки некоторые полезные советы. В начале вы должны убедиться в том, что предложенный товарный знак отвечает юридическим требованиям регистрации товарного знака. Прежде всего, ваш знак должен быть достаточно отличительным, с тем чтобы стать предметом охраны и регистрации в вашем национальном или иностранном ведомстве по товарным знакам. Присущая ему отличительность будет также способствовать его более простому признанию потребителями. Кроме того, среди широко используемых критериев создания, проектирования или отбора какого-либо товарного знака вы, возможно, пожелаете рассмотреть следующее:

  • Знак должен легко читаться, писаться по буквам, произноситься и запоминаться на всех соответствующих языках.
  • Он не должен иметь неблагоприятного значения на жаргоне или нежелательных оттенков значения.
  • Он должен подходить для экспортных рынков, не имея нежелательного значения на иностранных языках, особенно если вы намереваетесь сбывать эту продукцию за границей.
  • Он не должен создавать путаницы в отношении характера продукции.
  • Он должен быть адаптируем ко всем средствам рекламы.

Выбранный вами товарный знак, по всей очевидности, попадет в одну из следующих категорий:

Вымышленные слова (или "причудливые слова"): это выдуманные слова без какого-либо реального значения на каком-либо языке (например Кодак или Эксон). Преимущество выдуманных слов состоит в том, что их легко охранять, поскольку скорее всего их будут считать отличающимися. Однако их недостаток может состоять в том, что потребителям их будет труднее запомнить и это потребует затраты больших усилий на рекламу этой продукции.

Произвольные знаки - это товарные знаки, которые состоят из слов, имеющих реальное значение в каком-либо данном языке. Однако значение таких слов не имеет никакого отношения к самому продукту или к какому-либо из его качеств (например яблоко для компьютера). Как и в случае с вымышленными словами, хотя уровень и простота охраны являются относительно высокими, нет никакой прямой ассоциации между знаком и продукцией, поэтому требуются большие усилия на рынке для создания такой ассоциации в умах потребителей.

Внушающие знаки - это знаки, которые намекают на одну или несколько отличительных черт продукции. Притягательность внушающих знаков заключается в том факте, что они действуют как форма рекламы и могут вызвать прямую ассоциацию в умах потребителей между товарным знаком, некоторыми желаемыми качествами и продукцией. Однако связанный с этим риск состоит в том, что правовые системы некоторых стран могут рассматривать внушающий знак как слишком описательный и недостаточно отличительный для того, что отвечать условиям предоставления охраны товарному знаку.

Проведение поиска по фондам товарных знаков

В качестве первого шага к охране товарных знаков вам рекомендуется провести поиск по фондам товарных знаков, с тем чтобы убедиться, что данный знак уже не используется другим предприятием на целевых рынках. Ведомства по товарным знакам многих стран регистрируют знаки, не сравнивая их с существующими регистрациями товарных знаков и полученными ранее заявками, оставляя вашим будущим конкурентам возможность уведомить об их возражении после того, как знак или заявка будут опубликованы/зарегистрированы. Поэтому регистрация товарных знаков в таких странах не является гарантией того, что товарный знак не будет нарушать права других лиц. Важно, насколько это возможно, провести поиск в национальных базах данных по товарным знакам до использования товарного знака в рамках ваших экспортных операций.

Поиски по фондам товарных знаков могут проводиться через базы данных, действующие в режиме он-лайн, (хотя в настоящее время очень немногие страны предлагают такие услуги), специализированные фирмы или в национальном реестре товарных знаков. Важно помнить о том, что, хотя товарные знаки, идентичные вашему товарному знаку, могут быть легко идентифицированы, труднее будет выявить сходные до смешения товарные знаки, которые находятся в коллизии с вашим собственным знаком. В зависимости от существа каждого случая можно рекомендовать воспользоваться услугами компетентного юриста по товарным знакам или поверенного с целью проведения поиска по фондам товарных знаков для вашего МСП.

Поскольку большинство товарных знаков (за исключением « общеизвестных знаков») охраняют лишь те товары и услуги, в отношении которых они зарегистрированы, а также те товары и услуги, которые схожи с товарами и услугами, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, ваш зарегистрированный товарный знак может на законном основании использоваться другими для маркетинга товаров и услуг, которые не связаны с товарами и услугами вашего МСП.