Шнековый обезвоживатель осадка

От пути зависимости к пути созидания


Путь зависимости

Исследование инновационных систем фокусируется в основном на аспекте пути зависимости (подчиненности). Сильная сторона перспективы пути зависимости (подчиненности) в том, что она не отделяет технологические инновации от последних разработок, но предполагает некоторого рода непрерывность в процессе научно-технического прогресса. Новые инновации присоединяются к более раннему научно-техническому прогрессу в экономике; у них есть исторически предшествующие новшества. Постоянное накапливание знаний приводит к формированию технологического пути, что ограничивает выбор дальнейшего развития. В этой связи можно говорить о пути зависимости технологического развития (David 1985).

Тем не менее, очевидно, что организационные и институциональные различия среди стран играют важную роль в формировании научно-технического прогресса (Lundvall 1992, Nelson 1993). Хотя кумулятивная природа процесса технологического развития сводится к области потенциальных направлений развития, национальные пути усиливают дифференциацию и диверсификацию как ответвления от основного пути развития (OECD 1992). Концепция пути зависимости предоставляет нам способ наблюдения научно-технического прогресса как локализованного во времени и социально внедренного (Garud and Karnoe 2000).

Твердо установившаяся технологическая парадигма стремится сформировать синергетическое сочетание организационных, институциональных и культурных структур экономики, предоставляя крепкую основу для долгосрочного экономического роста (Perez 1993). Путь зависимости, однако, всегда несет риск превращения в так называемую блокировку (Grabher 1993, Johnson 1992). Старые технологии, а также традиционная организационная модель может заблокировать экономику страны в худшем варианте развития и может в конце концов привести к потере конкурентоспособности и замедлению экономического роста. Участники этого процесса могут расширить степень ответственности, чтобы подготовить обучающий механизм с целью использования отдельных технологических и организационных возможностей. Придерживаясь этих обучающих механизмов, можно сделать возможным адаптивное, но не инновативное обучение. Это значит, что они не способны приспособить к появлению новой модели конфигурацию, основанную на другой парадигме знаний.

Путь созидания

При условии смены технологической парадигмы можно больше не говорить о канализированном техническом прогрессе, так как разворачивание новой технологической парадигмы может иметь место только совместно с фундаментальными организационными, а также институциональными и культурными изменениями. Негативные социально-экономические последствия технологической и организационной блокировки наводят на мысль уделить больше внимания проблеме разблокирования и пути созидания (Garud and Karnoe 2000).

Появление нового пути технико-организационного развития нельзя объяснить, ссылаясь на одиночные факторы или простые модели. Можно идентифицировать по меньшей мере пять факторов, которые имеют решающее значение в этом отношении: окно новых технологических и организационных возможностей, открытое новой парадигмой знаний; появление рынков сбыта новых продуктов, основанных на новой парадигме; экономическое давление, которое заставляет адаптироваться к новой парадигме; результаты изменений, которые инициируют и поддерживают процесс трансформации; а также курс деятельности, который управляет техно-экономическим развитием в новом направлении. В настоящее время современные ICT представляют фундаментальный технический прогресс, который открывает новые возможности даже для новичков. Относительно организационного аспекта новая сетевая модель, фокусирующаяся на потоках знаний, представляет новую логику более эффективной организации бизнеса, тогда как знания, накопленные в "фордистской" (индустриальной) парадигме устаревают. Комбинация новой технологической и организационной парадигм может стать основой новой национальной траектории, включающей логику производства, которая более эффективна, чем старая "фордистская" (индустриальная) парадигма управления.

Чтобы объяснить развитие новой национальной техно-организационной траектории, мы не можем ссылаться только на такие объективные факторы, как новые технологические возможности, появление новых рынков, экономическое давление или общие изменения. Наоборот, мы должны подчеркнуть важность человеческой воли (Bassanini and Dosi 2000). Вместо отношения к экономическим участникам как к пассивным наблюдателям в потоке событий, перспектива пути созидания предпочитает рассматривать их как знающих деятелей способных отражать и действовать способами, отличными от тех, которые описаны существующими социальными правилами и считающимися доказанными технологическими артефактами.








Далее читайте cтатью Новая роль государства



Источник: Институт Региональных Инновационных Систем (ИРИС)