Концепция инноваций часто используется для описания материального объекта, такого как новый компьютер или последняя модель автомобиля (Slappendel 1996). Инновационная концепция, тем не менее, не всегда ограничивается технической инновацией. Инновационным продуктом могут быть как новые товары, так и новые услуги. На самом деле, становится все труднее находить различия между новыми товарами и новыми услугами, так как границы между двумя типами инноваций исчезают. Современные информационные технологии, все больше сочетают новые товары и новые услуги. Процесс инноваций, с другой стороны, не ограничивается новыми технологиями производства, они также включают организационные инновации. Производственные инновации касаются того, что производится; в то время как инновации процессов касаются того, как вещи производятся. Процессные инновации главным образом приводят к росту производительности и влияют на ценовую конкуренцию, в то время как инновации продукта влияют в первую очередь на качество. Последние часто рассматриваются как наиболее непосредственно влияющие на конкурентное положение фирм на рынке (Palmberg et al.1999). Социальные инновации Определение инновации как создания новой производственной функции использует даже более широкую концепцию инновации, которая включает пять категорий: инновации поставок, инновации процессов, организационные инновации, инновации продукта и инновации рынка (Schumpeter 1934). Фокусирование только на технических инновациях имеет тот недостаток, что это не охватывает типичные инновации услуг нематериальной природы, такие как новый дизайн, концепции маркетинга, консультационные практики или стратегии продаж. В последнее время исследователи фокусируются на социальных инновациях, включающих организационные изменения внутри и среди компаний (групповая работа, межорганизационные сети), новые стили управления (участие работников), новые социальные техники (удаленная работа из дома) новые услуги (e-маркетинг), новые практики обслуживания (самообслуживание) и новые институты (научные парки, социальные договоры о развитии и занятости) (Schienstock and Hamalainen 2001). Существуют веские причины для того, чтобы уделить больше внимания организационным и институционным инновациям. Во-первых, новые организационные формы могут стать ключевыми источниками растущей производительности и инновационной деятельности, в зависимости от того, насколько они стимулируют создание новшеств. Кроме того, технические изменения и организационное реструктурирование тесно связаны; они развиваются совместно. Это означает, что когда внедряется техническая инновация, часто необходимо так же менять организацию процесса производства. Чтобы получить преимущества производительности от современных информационных технологий также требуется введение новых организационных форм. В особенности, когда судьба компании в большей степени зависит от ее возможности постоянно производить инновации, чем от успеха фундаментально нового продукта или технологического процесса, организационные инновации становятся крайне важными. Знания, заключенные в организационных формах и в человеческом капитале, социальных практиках, бизнес культуре, и т.д. являются знаниями неявной природы; тем не менее, они представляют ценность, которая едва ли может быть скопирована и которая гарантирует стабильную конкурентоспособность. Направляемый инновационный процесс Технические и организационные инновации формируются социальными участниками, которые сами включены в специфические институциональные механизмы (Edquist 1997). Здесь мы можем говорить об институционно-направляемом инновационном процессе. Синергетические дополнения технических и организационных инноваций вместе с институциональной средой предоставляют прочную основу для долговременного экономического роста. Далее читайте cтатью От линейной модели инновации к нелинейной модели Источник: |