Наш партнер по поставке станков для молока


Как может интеллектуальная собственность расширить экспортные возможности вашего МСП?

Интеллектуальная собственность для бизнеса>Интеллектуальная собственность и экспортная стратегия

[Вернуться к разделу "Интеллектуальная собственность для бизнеса"]

Прежде чем приступать к экспортным операциям предприятия предпринимают целый ряд важных шагов, начиная от выявления соответствующего экспортного рынка и оценки спроса, до поиска каналов распределения, оценки расходов и получения финансовых средств. Ниже мы стремимся указать основные причины, почему при планировании вашей экспортной стратегии вы должны также принять во внимание вопросы интеллектуальной собственности и понять, каким образом права ИС повышают конкурентоспособность вашего малого или среднего предприятия (МСП) на экспортных рынках.

Поскольку права ИС являются «территориальными», т.е. доступны для вас лишь в тех странах или регионе, где они заявлены и предоставлены, для того, чтобы осуществить исключительные права ИС на зарубежных рынках вы должны запросить и получить охрану за границей (за исключением тех случаев, когда она предоставляется автоматически без необходимости выполнения каких-либо формальностей, например, с помощью механизма международного договора, такого как Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, см. «Какую выгоду ваше МСП может получить от охраны с помощью авторского права?»).

Главные причины для охраны ИС на экспортных рынках перечислены ниже:

  • Права ИС, особенно патенты, могут открыть новые экспортные возможности.
  • Права ИС, особенно товарные знаки и промышленные образцы, могут помочь вам занять выгодные рыночные позиции на экспортных рынках.
  • Права ИС расширяют возможности завоевания верной клиентуры для вашей продукции и услуг на экспортных рынках.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ

Экспорт вашей запатентованной продукции

Охрана патента (или полезной модели) за границей позволяет вам пользоваться конкурентным преимуществом на ваших экспортных рынках. Компании, которые адекватно охраняют свои изобретения за границей, имеют целый ряд вариантов экспорта своей инновационной продукции, которые при других условиях не были бы доступны. Эти возможности выбора включают:

  • Производство товара внутри страны и экспорт охраняемого товара непосредственно или через посредников, зная при этом, что ни одна другая компания не сможет на законном основании производить, продавать или эксплуатировать эту же продукцию на избранном рынке без вашего разрешения (и что большинство патентных законов более не разрешают в соответствии с международными обязательствами страны выдавать необязательные лицензии на том основании, что охраняемые товары не производятся на месте в стране назначения экспорта).
  • Сдача изобретения в лицензию иностранной фирме, которая будет производить продукт на месте в обмен на единовременный платеж и/или роялти (см. «Лицензирование интеллектуальной собственности - важнейший компонент деловой стратегии вашего МСП»).
  • Создание совместных предприятий с другими фирмами с целью изготовления и/или коммерциализации продукции на отдельных зарубежных рынках.

В зависимости от вашей стратегии ваше предприятие будет получать дополнительный доход или в результате прямой продажи продукции, или через посредство сборов и/или роялти от лицензий.


Использование клейма и образцов для сбыта товаров и услуг на зарубежных рынках

Основания для охраны товарных знаков и промышленных образцов на внутреннем рынке в полной мере применяются и к зарубежным рынкам. Регистрация товарного знака в частности позволяет вам в максимальной степени дифференцировать, рекламировать и сбывать продукцию, таким образом способствуя признанию вашей продукции или услуг на международных рынках и устанавливая прямую связь с иностранными потребителями. В зависимости от характера вашей услуги соглашение о франшизе с зарубежной фирмой может быть полезным альтернативным способом получать доход от вашего товарного знака за границей.

Компании, которые экспортируют продукцию без клейма, столкнутся с такими недостатками, как:

  • Более низкие доходы, поскольку потребители требуют более низких цен за товары без клейма.
  • Недостаточное постоянство клиентуры главным образом из-за ее неспособности узнать продукцию и отличить ее от продукции конкурентов.
  • Трудности при сбыте на рынке и рекламе продукции или услуг за границей в отсутствии подходящего символа или легкого идентификатора, который увязывал бы вашу продукцию или услуги с вашим МСП, поскольку сбыт на рынке продукции без клейма является значительно более трудным.

Что касается промышленных образцов, охрана на экспортных рынках поможет не только укрепить вашу общую маркетинговую стратегию, но и также может быть важной для индивидуализации продукции, предназначенной для конкретных целевых рынков, создания новых рыночных ниш для продукции вашей компании и укрепления имиджа вашей компании и ее репутации, путем увязки ее с конкретным образцом.

Международное исчерпание и параллельный импорт

При разработке вашей экспортной стратегии вы должны проверить, предпочтительно проконсультировавшись с квалифицированным специалистом, может ли покупатель на законном основании перепродать на другом рынке охраняемые правом интеллектуальной собственности товары, купленные у вашего МСП или с его согласия, не запросив при этом вашего согласия. Такой вопрос возникнет лишь в том случае, если вы уже охраняете и будете охранять ваши права ИС на внутренних и экспортных рынках. Подобным образом, если ваше МСП купило товары, которые охраняются патентом, товарным знаком, промышленным образцом и/или авторским правом, то тогда вы должны выяснить, понадобится ли вам официальное согласие владельца (владельцев) ИС для продажи этих товаров за границей, т.е. на другом рынке (рынках) (например, когда права ИС считаются «исчерпанными»). Вы можете удивиться, но ответы на эти вопросы будут достаточно трудными и будут различаться не только в зависимости от страны, но также от соответствующего вида прав ИС.

Прежде чем обсуждать эти вопросы мы должны определить, что означает «исчерпание» прав ИС. «Исчерпание» означает одно из ограничений прав ИС. Как только продукт, охраняемый правом ИС, был сбыт на рынке либо вашим МСП, либо другими с вашего согласия, права ИС на коммерческую эксплуатацию этого данного продукта не могут более осуществляться вашим МСП, поскольку они «исчерпаны». Иногда это ограничение называется также «доктрина первой продажи», поскольку права на коммерческую эксплуатацию данного продукта заканчиваются после первой продажи продукта. Если иное не указано в законодательстве, то ваше МСП не может более контролировать последующие акты перепродажи, аренды, займа или других форм коммерческого использования третьими сторонами. Достигнуто достаточно широкое согласие в отношении того, что это применяется, по крайней мере, в условиях внутреннего рынка.

Значительно меньшее единодушие наблюдается в отношении того, в какой степени продажа охраняемой правом интеллектуальной собственности продукции за границей может исчерпать права интеллектуальной собственности в отношении этой продукции в условиях внутреннего законодательства. Этот вопрос становится актуальным в случаях так называемого «параллельного импорта». Параллельный импорт означает импорт товаров за рамками каналов распределения, о которых имеется договоренность с изготовителем. Поскольку изготовитель/владелец ИС не имеют договорной связи с параллельным импортером, импортируемые товары иногда называются «товары серого рынка», что на деле не совсем точно, поскольку как таковые товары являются оригинальными и лишь каналы распределения не контролируются изготовителем/владельцем ИС. Основываясь на праве на импорт, которым право ИС наделяет собственника ИС, последний может попытаться возразить против такого импорта с тем, чтобы разделить рынки. Однако, если маркетинг продукции за границей владельцем ИС или с его согласия приводит к исчерпанию внутреннего права ИС, право на импорт также исчерпывается и на него нельзя более ссылаться в действиях против такого параллельного импорта.

Вышеуказанные принципы имеют различные последствия в зависимости от того, применяет ли страна импорта по причинам законодательства или своей политики концепцию национального, регионального или международного исчерпания. Концепция национального исчерпания не позволяет собственнику ИС контролировать коммерческую эксплуатацию товаров, предложенных на внутренний рынок собственником ИС или с его согласия. Однако собственник ИС (или его уполномоченный представитель) может все же возражать против импорта оригинальных товаров, сбываемых на рынках за границей, на основе права на импорт. В случае регионального исчерпания первая продажа охраняемой продукции собственником ИС или с его согласия ведет к исчерпанию любых прав ИС в отношении этих данных продуктов не только внутри страны, но и во всем регионе, и против параллельного импорта в регионе более нельзя возражать на основе права ИС. Если страна применяет концепцию международного исчерпания, права ИС считаются исчерпанными, как только продукция была продана собственником ИС или с его согласия в любой части мира.

Национальные ведомства ИС или юристы/поверенные по ИС должны иметь возможность информировать вас о том, какие положения законодательства или прецедентного права применяются в соответствующей стране к каждому виду прав ИС.

[Вернуться к разделу "Интеллектуальная собственность для бизнеса"]